Вентиляторы центробежные крышные, в большинстве случаев, основной элемент вытяжной вентиляционной системы, не зависимо от назначения системы, общая вентиляция или вентиляция дымоудаления. Радиальные крышные вентиляторы могут использоваться в том числе для преодоления значительного аэродинамического сопротивления вентиляционной сети. Эксплуатируемые колеса имеют обратный загиб лопаток. Различаются по направлению выброса воздуха. При выбросе в сторону колесо имеет не управляемый поток воздуха. Отсутствие корпуса-диффузора определяет быструю потерю радиальной скорости потока воздуха, поэтому воздух не отбрасывает далеко от вентилятора. Совсем другая инженерная ситуация при факельном выбросе воздуха. Поведение воздушного потока напоминает движение воздуха в канальном вентиляторе имеющем прямой воздушный поток. Монтируются крышные вентиляторы на специальные монтажные устройства- монтажные стаканы, в некоторых случаях на узлы прохода. Подвижный элемент вентилятора имеет обратный загиб лопаток. Это и обуславливает остальные технические параметры оборудования: предельную окружную скорость до 50 м.с., большую быстроходность в пределах значений 60-80, характеризуемые высоким КПД, малочувствительные не правильному подбору вентилятора, то есть позволительно включать без наличия сети, что и делается при монтаже вентилятора с поддоном для сбора конденсата.

Крышное расположение вентилятора предполагает размещение оборудования на открытом воздухе, под прямым воздействием атмосферных осадков. Это является причиной того, что крышные вентиляторы максимально защищены от воздействия негативного атмосферного воздействия. Самое популярные крышные вентиляторы ВКР, ВКРС, ВКРМ, ВКР-С имеют защитный зонт , который является не неотъемлемой частью вентилятора. Вентиляторы с выбросом вверх несколько хуже защищены от атмосферного негативного влияния и требуют усложнения конструкции, поэтому стандартные импортные решения доработаны для Российских условий.

«Уличная» эксплуатация влияет на особенности эксплуатации вентилятора. В данных условиях температура окружающей среды оказывает сильнейшее влияние вообще на работоспособность вентилятора. При эксплуатации в зимний период, при низких температурах, потребляемая мощность растет, при запуске остывшего двигателя, температура которого сравнялась с температурой окружающей среды, в сравнении с нормальными температурными условиями. Нижнее температурное ограничения -40оС для исполнения У1 и У2, и определяются использованием двигателей АИР на данных вентиляторах. При температурах ниже -40оС, АИРы не рекомендуются включать.

Для предотвращения теплопотерь через вентилятор, к нижней части крышного вентилятора присоединяют обратный клапан, который автоматически перекрывает рабочее сечение вентилятора при остановке двигателя. Данное решение не лишена недостатков, обратные клапаны не герметичны, и не исключают намораживание льда в месте не плотного сочленения. При неработающем вентиляторе заслонка обратного клапана, является границей между холодным и теплым воздухом, что и приводит образованию конденсата при умеренном перепаде температур и надели большой разнице температур в теплом помещении и на улице. Наледь может препятствовать открытию клапана. Отвод конденсата осуществляется, путем размещением водосборного поддона, перед обратным клапаном. Это решает проблему конденсата но не решает сложности с наледью. К тому же поддон используется только в тех случаях, когда не предполагается подвод сети непосредственно к крышному вентилятору. Есть, довольно успешные, но дорогостоящие попытки решения данной задачи установкой воздушной заслонки с электрическим приводом вместо обратного клапана. В экстремальных низкотемпературных условиях предлагается использование воздушных заслонок с обогревом перекрывающих — подвижных частей. Под крышные вентиляторы дымоудаления, одним известным предприятием предлагается установка противопожарного клапана. Противопожарные клапан перед вентилятором ДУ не нужен, тут скорее всего происходит использование противопожарного клапана в качестве воздушного клапана. Это интересное решение, ведь заслонка противопожарного клапана сама по себе является теплоустойчивой, что в данном режиме и актуально, а использование достаточно мощного привода заслонки гарантирует обязательное открытие заслонки в час «Х». Конечно стоит учитывать, что при возникновения пожара, на первый взгляд, при отводе горячего дыма, проблема с наледью решится сама по себе, но на деле все зависит от продолжительности воздушной магистрали, и отдаленности очага возгорания от вентилятора дымоудаления, вполне возможно, что для оттаивания наледи потребуется продолжительное время за которое дым должен переместится по воздуховоду, а в случае не включения вентилятора, то такое перемещение станет затруднительным. Продолжением решения задач борьбы с конденсатом, является правильный монтаж, с обязательным использованием клапана, и расположением вентилятора на достаточной высоте от кровле, что исключит сложности связанные высоким снежным покровов на кровле. Желательно, что бы вентилятор возвышался над снежным покровом.

Все выше перечисленное резюмируется в следующие требования:

  • вентиляторы должны производиться способными сохранять работоспособность при резких перепадах между ночной и дневной температурой;

  • возникновение наледи;

  • монтажный стакан иметь достаточные габариты для предотвращения снежных заносов.

Традиционная схема популярных в Российских условиях вентиляторов для кровли, это вентиляторы с веерным выбросом воздуха. Наличие колпака-зонта, решает многие задачи, без усложнения конструкции на стадии производства.

 

 

Еще одним требованием к крышному вентилятору является получение максимальной производительности при минимальных оборотах двигателя, но при правильно подобранной мощности, двигателя. В основном разработки по улучшению аэродинамических параметров, идут по работе с рабочим колесом: форма колеса или лопаток, угол загиба. Это справедливо к вентиляторам с веерным отводом воздуха. В факельных схемах построения вентиляторов, больше возможных переменных для улучшения. Понижение оборотов решает параллельно и акустические задачи.

Если проводить сравнение с западными марками вентиляторов, то можно заметить, что западные вентиляторы имеют пониженные показатели частоты вращения, отсюда вывод, что двигатели перегруженные, то есть двигатель имеет мощность меньше, потребляемой рабочим колесом. Решения, с внешним расположением ротора, совсем спорны, для примирения в Российских климатических условиях. Аэродинамические параметры рассчитаны для нормальных климатических условий, резкие перепады температур как сезонные так и суточные, могут изменить характеристики вентилятора не предсказуемо.

В среднем, при прочих равных условиях, вентиляторы изготовленные по Российской технической документации имеют параметры примерно раза в полтора побольше, чем западные аналоги.

 

На сегодняшний день предлагается много вентиляторов крышных осевых. Как известно данные вентиляторы характеризуются способностью прокачивать большое количество воздуха при незначительном давлении. Это свойство осевых вентиляторов стало востребовано в частности в качестве вентиляторов подпора воздуха в системах дымоудаления, и других приточных системах не требовательных к давлению создаваемому вентилятором. Осевые вентиляторы крышного исполнения по назначению мало чем отличаются от обычных осевых вентиляторов, но имеют такие же требования устойчивость к резким перепадам температур суточных и сезонных, такие же установочные особенности при которых учитываются препятствие снежным заносам, образовании наледи. Задачи связанные с климатической нагрузкой на оборудование, решаются установкой соответствующих двигателей, и правильной монтажной комплектацией: установка на монтажный стакан, и креплением к нижней части стакана обратного клапана. Известные модели крышных осевых вентиляторов используемых для подпора воздуха: ВКОП, КВОП, КРУП, универсальные вентиляторы ВКРО могут быть использованы в качестве подпора воздуха. Другое применение ВКРО для создания разряженной атмосферы в помещении, как вентилятор разряжения. В вентиляторах ВКОП назначение в качестве приточных вентиляторов указано в самом названии модели вентилятора-буква «П», если необходимо установить данный вентилятор на вытяжку, название модели выглядит так - ВКОПв. По разнообразию в назначении стоит так же упомянуть Вентилятор крышный осевой дымоудаления ВО-21-21ОК ДУ. Из осевых вентиляторов дымоудаления это пожалуй единственная модель, остальные осевые ДУ вентиляторы, такие как ВОД и ВО 13-284 ДУ, не поставляются в крышном исполнении. Осевые вентиляторы крышного исполнения сравнительно новое слово в вентиляции, подробные технические особенности скрываются в загадочных ТУ производителей. На беглый взгляд крышные осевые вентиляторы сложнее, обычных осевых вентиляторов устанавливаемых в помещениях, в плане защиты устройства от погодного воздействия, и проще в конструктивных вариантах исполнений, нет осевых направляющих аппаратов - ОНА, и спрямляющих аппаратов. Более детальный разбор стоит смотреть в материале посвященному осевым вентиляторам.